Воден (bodeh) wrote,
Воден
bodeh

О нечитателях. Клайв Томпсон о новой грамотности

весьма любопытное исследование.

Оригинал взят у puho в О нечитателях. Клайв Томпсон о новой грамотности
Оригинал взят у vadda в О нечитателях
Статья в Wired о неожиданных результатах одного академического исследования.

Клайв Томпсон о новой грамотности.

Оригинал

Андреа Лансфорд, которая преподает писательское мастерство и риторику в Стэнфорде, провела грандиозный эксперимент под названием "Стэнфордское Изучение Письма". Проект был направлен на изучение письменных работ студентов университета. В период с 2001 по 2006 год Лансфорд собрала и проанализировала 14672 образца студенческих работ - от классных заданий, эссе на заданную тему и записей в дневниках до е-мэйлов, постах в блогах и транскриптов чатов. Сделанные ей выводы впечатляют.

"Я думаю, что мы находимся в процессе "литературной революции", подобной которой не наблюдалось со времен древнегреческой цивилизации", считает она. По ее мнению, новые технологии не убивают наши писательские таланты, а наоборот, полнее их раскрывают - и двигают нашу образованность к дивным новым горизонтам.

Первое, на что она обратила внимание - молодые люди в наше время пишут гораздо больше, чем предыдущие поколения. Это происходит из-за того, что большая часть общения в среде молодежи происходит онлайн - и почти всегда включает в себя написанный текст. Из всех текстов, произведенных студентами в ходе исследования, невероятные 38 процентов были созданы за пределами учебных аудиторий - "жизнеписание", как это называет Лансфорд. Посты в Твиттере и "25 вещей обо мне любимом" незаметно накапливаются в солидные объемы написанного.

Сейчас уже трудно представить, что нынешнее положение вещей представляет собой значительный сдвиг парадигмы. До появления Интернета большинство американцев никогда в жизни не писало ничего, что не являлось бы домашним заданием в школе или колледже. Кроме тех случаев, когда их работа подразумевала создание текстов (юриспруденция, реклама или СМИ), покинув школу, они никогда больше в своей жизни ничего не писали.

А как обстоят дела с качеством прозы в этом писательском взрыве? Хорошо обстоят. Как выяснила группа Лансфорд, студенты были весьма искушены в том, что в риторике называют "кайрос"-ом - искусстве оценивать аудиторию и адаптировать тон и технику текста с тем, чтобы наиболее эффективно донести свою мысль до слушателей. Современный мир онлайн-писательства, в особенности в чатах и на форумах - публичен и разговорен, что делает его более близким к древнегреческой традициии дискусии, чем к асинхронному стилю бумажных писем и эссе, принятому 50 лет назад.

Тот факт, что сегодняшние студенты почти всегда пишут для какой-либо аудитории (в отличие от студентов моего поколения) дает им совершенно особое представление о том, что является хорошим произведением. Во время интервью они определяли хорошую прозу как нечто, способное изменить мир. Для них писательство состоит в убеждении, систематизации и споре, даже если речь идет о чем-то таком банальном, как выбор фильма на вечер. Стэнфордские студенты практически всегда выражали гораздо меньше энтузиазма по поводу письменных работ в классе, поскольку аудиторией у написанного оказывался только их профессор - конечное произведение служило только для получения оценки. Кстати, насчет смс-жаргона и смайликов, которые якобы уже разрушают серьезные академические работы студентов - еще один миф. Когда Лансфорд проверила работы студентов-первокурсников, то не нашла ни одного примера смс-жаргона ни в одном из сданных студентами заданий.

Разумеется, хорошее преподавание всегда будет необходимо, так же, как и оттачивание мастерства в написании академических текстов. Однако уже сейчас становится ясным, что онлайн-медиа продвигают писательское мастерство в заманчивых направлениях. Краткость СМС-ок и Твиттер-апдейтов учит молодых людей хайку-подобной лаконичности. С другой стороны, развитие новых форм онлайн-обзоров - от пересказа содержания очередного ТВ-шоу, до описания прохождения компьютерной игры на 15000 слов - дает им шанс попробовать себя в создании длинных и сложных
образчиков прозы, зачастую в сотрудничестве с другими авторами.

Мы привыкли думать о том, что проза бывает либо плохой, либо хорошей. Современная же молодежь считает, что наиболее важным фактором при создании текста является понимание того для кого и зачем ты пишешь.

Subscribe

  • Эмоции — наркотик?

    Подумалось: вот есть немалый пласт текстов, которые давят эмоцию из читающего. По их страницам нестройными рядами маршируют одноногие собачки,…

  • (no subject)

    Подумалось: «цены прилично выросли» и «цены неприлично выросли» означает одно и то же — очень заметный рост цен. Кстати, как это явление называется…

  • *

    Интересно, а водка является товаром Гиффена?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments