По словам бывшего заместителя руководителя Роспечати Владимира Григорьева: "Во время локдауна в России продажи упали сильнее, чем, например, в США (крупнейший книжный рынок в мире) и Великобритании (третий по размеру)".
Заметьте, как тонко создаётся впечатление, что книжный рынок России — второй.
Но стоит взглянуть на инфографику, становится ясно, что второй — это Германия. Также ясно, что при таких объёмах рынка под "сильным падением" может скрываться и банальные колебания — что большому круизному лайнеру мелкая зыбь, то для мелкой щепки шторм столетия.
Как говорят эксперты, "одна из основных причин — низкая доля электронных книг". И правда: в США эта доля около 50% рынка коммерческой литературы, в России — не более 6%.
Вот только виноваты в столь рахитичном рынке э-книг… да-да, именно они — пираты. А не то, что развитием занимались лишь немногие энтузиасты.
А, ну ещё то, что онлайн-продажи книг не были налажены настолько же хорошо, как за рубежом — там-то у них более 20 лет есть гигантский Amzazon, делающий больше половины розничных продаж, говорит глава Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов.
И, конечно же, во время локдауна крупные онлайн-магазины, как Ozon и Wildberries, столкнулись с высокой нагрузкой и ожидаемо делали ставку на товары первой необходимости, к которым книги не относятся. Подобная расстановка приоритетов наблюдалась и в FMCG-сетях, которые в условиях высоких нагрузок часто откладывали работу с товарами в не самых популярных категориях, включая книги, поясняет основатель издательства Clever Александр Альперович.
Или, переводя на русский: наши сети тупо ЗАХЛЕБНУЛИСЬ от возросшего спроса и кинулись делать деньги на товарах ажиотажного спроса, забив болт на всех остальных. Но виноваты, конечно, пираты и Amazon.
А ещё: если в 1990 году в России был один книжный на 17 тыс. человек, то в 2018 году — уже на 147 тыс. человек. Что там к 2020 году? Один книжный на миллион человек?
Пираты и Amazon, да?
И как решили выкручиваться издатели? Распространенным способом минимизировать убытки стало сокращение тиражей.
На 10-20-30-40%. При среднем тираже где-то в 1000-2000 по самой оптимистичной оценке (так-то он около 1000, но сделаем хорошую мину).
Amazon и пираты, да-да...
А ещё, как оказалось, технология «печать по требованию» — самое то при таких кризисах (конечно, когда она отлажена и просчитана). А ещё — книги охотно покупают в супермаркетах.
А британским издателям помогла Bookshop.org — платформа для продажи книг, которая позиционирует себя как альтернатива Amazon. В начале года площадка запустилась в США, а в разгар пандемии — и в Великобритании, и в итоге вокруг нее объединились 150 независимых британских издательств. Любой книжный магазин может создать на платформе свою страницу, и «приводя» покупателя на Bookshop.org, он получает 30% комиссионных за все его покупки.
Российские издатели готовятся перенять успешный опыт зарубежных коллег.
Но им мешают Amazon и пираты...
Journal information