Воден (bodeh) wrote,
Воден
bodeh

Category:

Про формат


«Формат» — как много в этом слове для литератора слилось, как много в нём отозвалось...
«Ваш текст не подходит нам по формату» или просто «неформат» — наверное, самый частый вариант ответа издателей непризнанным гениям и прочим МТА.
Так что же это такое — «формат/неформат»?
Покопавшись в интернете, можно найти 1000 и 1 определение: это и «специфическая внутренняя организация произведения, соответствующая определённому жанру и стилю», и «жанровые предпочтения людей, покупающих книги», и «„формат“ — это произведение, более или менее удовлетворяющее требованиям издателя — этическим, эстетическим, коммерческим и т. д. Соответственно, «неформат» — это произведение, этим требованиям не удовлетворяющее», и «„формат“ — это требования не только к творчеству, но и к мастерству автора, это своеобразная „гарантия качества и продаваемости“ его произведений», и «формат в современном смысле — очень емкое слово. Оно подразумевает и то, что мы раньше обозначили бы как канон или, скажем, как жанр (формат мероприятия), и вообще любую совокупность заранее заданных свойств, необходимых для того, чтобы объект „вписывался“ в ситуацию, соответствовал определенным требованиям и ожиданиям, был успешным и эффективным».
Сублимировав сей гранит словес и сконденсировав суть, получаем простое и ясное определение: «формат — это то, что издатель знает, как продать». И никакого отношения к формату не имеют ни мастерство автора, ни грамотность, ни сюжет, ни этика-эстетика.
Главное — знает ли издатель, как продать данный образчик текста.
И мнится издателю, что творение разойдется хорошо лишь в том случае, если оно будет похоже на какую-либо книгу популярного автора. То есть, если в тексте есть эльфы-орки-человеки, колдуны-варвары-красавицы, волшебные школы и подростки значит это формат фэнтези (что-то, похожее на Толкиена, Говарда, Роулинг и т.д.). Если есть убийство, гениальный сыщик и его туповатый друг-помощник - значит формат детектива (Конан Дойл, Эдгар Алан По и т.д.). Есть бластеры-космос-галактические империи - явно произведение формата космоопера. Если же что-то незнакомое или всё вместе - то это чёрти-что и сбоку бантик, издателю непривычное, успешность и эффективность неизвестна, рисковать издатель не будет. Неформат.
В краткосрочной перспективе такая стратегия выглядит просто отлично и для издателя, и для написателя, и для читателя: издатель выпускает книги, которые будут покупать, написатель имеет перед глазами образцы успешных книг и готовые сюжетные схемы, а читатель... ну раз он это покупает, значит ему нравится, не так ли?
Tags: Писатель и Читатель, мысли
Subscribe

  • Эль шкандаль с Кармен Мола

    Была в Испании такая писательница — Кармен Мола (Carmen Mola). И писала она криминальные триллеры с сильными женскими персонажами. И биография у неё…

  • Российский книжный рынок может вырасти?

    Пишут, что согласно данным «Росиндекса», интерес к книге вырос на 62,7% в сравнении с допандемийной картиной. Ура? Не у всех, правда, а только у…

  • Достоевский становится ближе?

    Оказывается, Достоевского теперь будут переосмыслять для зумеров. Точнее, планируется навертеть много всякого разного "по мотивам": анимационный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Эль шкандаль с Кармен Мола

    Была в Испании такая писательница — Кармен Мола (Carmen Mola). И писала она криминальные триллеры с сильными женскими персонажами. И биография у неё…

  • Российский книжный рынок может вырасти?

    Пишут, что согласно данным «Росиндекса», интерес к книге вырос на 62,7% в сравнении с допандемийной картиной. Ура? Не у всех, правда, а только у…

  • Достоевский становится ближе?

    Оказывается, Достоевского теперь будут переосмыслять для зумеров. Точнее, планируется навертеть много всякого разного "по мотивам": анимационный…